Вход     Управление Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
по Омской области
      ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
  На главную страницу  
 
Международный день отказа от покупок. Полезные советы потребителю


Международный день отказа от покупок. Полезные советы потребителю


Ежегодно в конце ноября люди во многих странах мира на сутки отказываются от любых покупок, напоминая себе о том, что чрезмерное потребление — опасная общественная тенденция.
День отказа от покупок (Buy Nothing Day) отмечают в традиционное время начала рождественских распродаж по всему миру. В связи с проведением распродаж «Черная пятница» (Black Friday) многие торговые площадки магазины получают от 20 до 50% своей годовой выручки, а покупатели полностью опустошают полки магазинов в своем стремлении обзавестись массой зачастую ненужных вещей.

Именно в этот день общественные активисты призывают максимально здраво относиться к своим покупкам и протестуют против общества потребления.

По мнению канадского журналиста эстонского происхождения Калле Ласн (Kalle Lasn), причину финансового кризиса нужно искать не в ликвидности или нерегулируемых рынках, а в культуре избыточного и бездумного потребления.
Все больше людей начинают задумываться о бережном отношении к окружающей среде, об осознанном потреблении.

Международная акция «День отказа от покупок» в 2021 году отмечается 26 ноября.
Условия участия в этой акции просты — в течение 24 часов нужно отказаться от любых приобретений.
Управление напоминает, что отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров ненадлежащего качества регулируются ст.18 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».


По общему правилу в случае приобретения некачественного товара, покупатель вправе, в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Чтобы вернуть некачественный товар продавцу, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.


Обратитесь к продавцу с претензией


Претензия составляется в свободной форме и должна содержать, в частности, следующую информацию:
1) сведения о продавце (наименование или Ф.И.О.);
2) сведения о покупателе (Ф.И.О., адрес, контактный телефон);
3) наименование и иные данные, позволяющие идентифицировать приобретенный товар (например, артикул, цвет, размеры);
4) стоимость, дату и место ее приобретения;
5) описание выявленного недостатка и обстоятельств его обнаружения;
6) отказ от исполнения договора купли-продажи и требование о возврате уплаченной за товар суммы.
К претензии следует приложить копии документов, подтверждающих приобретение и оплату товара. Однако, если у покупателя отсутствует чек либо иной документ, удостоверяющий факт и условия покупки товара, это не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Целесообразно составить два экземпляра претензии. Желательно, чтобы на одном из них уполномоченное лицо, принявшее претензию, проставило свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, а также дату принятия претензии и печать -продавца (при наличии). Этот экземпляр претензии остается у вас в подтверждение факта обращения к продавцу.
Если продавец отказался принять претензию или проставить на втором ее экземпляре отметку о приеме, рекомендуем направить претензию продавцу заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.


Верните некачественный товар продавцу и при необходимости примите участие в проверке качества товара
Продавец обязан разъяснить вам порядок возврата и приемки товара.
При этом по общему правилу вывоз некачественного крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг осуществляется силами и за счет продавца.
При передаче некачественного товара необходимо оформить соответствующий акт с указанием, в частности, времени и места возврата товара, а также сведений о переданном товаре.
Продавец обязан принять у вас некачественный товар и, в случае необходимости, провести проверку ее качества. Вы вправе участвовать в проверке качества товара. Для этого рекомендуем согласовать с продавцом время и дату ее проведения.
В случае спора о причинах возникновения недостатков некачественный товар продавец должен провести экспертизу товара за свой счет. Вы вправе присутствовать при ее проведении, а в случае несогласия с ее результатами можете оспорить выводы экспертов в судебном порядке.
При этом, если в результате экспертизы установлено, что недостатки товара возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец не отвечает, вы обязаны возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку некачественного товара.


Получите денежные средства, уплаченные за некачественный товар
Продавец обязан вернуть денежные средства, уплаченные за некачественный товар, в течение 10 дней с момента предъявления вами требования.


При отказе продавца разрешить вопрос в добровольном порядке обратитесь в суд
Обращаясь в суд с исковым заявлением о возврате уплаченных за некачественный товар денежных средств, вы вправе также заявить, в частности, требование о компенсации морального вреда; о возмещении убытков, причиненных вам в связи с продажей некачественного товара.
Если продавец нарушил срок возврата денежных средств, с него можно взыскать неустойку (пени) в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.
В случае удовлетворения судом ваших требований, которые не были выполнены продавцом добровольно, суд взыскивает с продавца штраф в размере 50% присужденной вам суммы.
Дополнительно информируем, что постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату.
За дополнительной консультацией Вы можете обратиться: в общественную приёмную Управления Роспотребнадзора по Омской области по тел.: 8(3812) 32-60-40.

 
     
                 
 

© «Управление Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Омской области» 2025

     

Почтовый адрес:
ул. 10 лет Октября, 98
г. Омск, 644001

 

Электронный адрес:
rpn@55.rospotrebnadzor.ru
(не для приёма обращений)